Набережные Челны
+7 8552 39-71-29
Домен .TATAR для всех!

Татарская культура

Татары имеют более чем тысячелетнюю историю, и свое начало связывают с древним царством волжско-камских булгар. Именно в то далекое время зародилась татарская культура, на базе которой построен весь фундамент существования нации в современном мире.

Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Сочетание, по крайней мере, четырех типов культурных взаимовлияний (тюркского, финно-угорского, болгарского и славяно-русского), а также двух религий (ислама и христианства) определяет уникальность этих мест, своеобразие искусства, а также культурных и исторических ценностей.

В искусстве и культурном наследии народа как в зеркале отразились жизнь и быт наших предков, национальные особенности, идеалы красоты и религия, изменение социально-экономических условий и контакты с другими народами.

Говоря об историческом наследии и культуре, следует иметь в виду, что наряду с общими культурными традициями, существуют различные этнические группы татар с присущими им особенностями. Казань же являлась духовным центром основной этнической группы татарского народа - казанских татар, ставших основой в формировании татарской нации.

В 922 году был принят ислам, определивший духовное лицо народа, в то время были определены границы влияния и расселения татар, на основе того языка во многом сложился современный литературный татарский язык. Период Волжско-камской Болгарии заложил основы татарской архитектуры, татарского орнамента, татарской музыки, национального костюма, народной кухни, национальных праздников и даже национальной политики. В это время были построены, сохранившиеся до наших дней: Малый и Большой минарет в Великом Булгаре, Черная и Красные палаты, руины каменных бань, ханского дворца, Чертово городище в Елабуге, в это время были написаны знаменитые поэмы Кул Гали. Раскопки древних городов волжско-камской Болгарии и по сей день открывают все новые аспекты татарской культуры периода становления.

Конец истории Волжско-камской Болгарии связан с монгольским нашествием и включением территорий в состав нового государства Золотой Орды. Татары становятся титульным этносом нового государственного образования, и культура Волжских Булгар перерастает в татарскую культуру более мощного и крупного государства. Татарская культура поглощает монгольскую военную машину, она не становится данником как соседние культуры, она становится основой нового государства. Период Золотой Орды укрепляет позиции ислама во всем регионе, строятся новые города, закладываются основы военного искусства татар, укрепляются связи с восточными культурами, расширяются границы влияния. Культура торговли татар достигает своего рассвета. Великий шелковых путь на 2/3 проходил через татарские земли, что наложило сильный отпечаток и любовь татар к торговле. Военная доктрина, привнесенная в татарскую культуру монголами, не приживается в менталитет татар, и Золотая Орда, разбогатев, распадается на несколько татарских государств со смещением центра культурной жизни обратно на территорию современного Татарстана.

С этого момента начинается Казанский этап становления татарской культуры. Поэзия Мухамедьяра, знаменитая на весь мир татарская кожаная мозаика, рассвет ювелирного искусства татар - все это заслуги времен Казанского ханства. Особое место занимает искусство татарских шамаилей, получивших широкое распространение среди казанских татар. Военное искусство, доставшееся татарам от монгол, переходит как эстафетная палочка к русским князьям, чей менталитет оказывается более подходящим к силовым решениям. Казанское ханство просуществовало всего сто лет, и было уничтожено агрессивными соседями с севера.

Вплоть до 20 века татарская культура боролась за свое существования исключительно мирными способами, что и послужило возникновению той знаменитой толерантности, которая присуща современным татарам. Насильственное навязывание русской культуры (крещение татар, разрушение исторических памятников, гонения на культурных деятелей, жестокое подавление национального самосознания) не озлобило народ, наоборот татары выработали иммунитет ко злу и вобрали все лучшие от русской культуры и посредством русской культуры. В это время зарождается татарский театр, татарская художественная школа, татарская историческая школа, татарская философия, происходит либерализации ислама, татары знакомятся с европейским искусством.

Каюм Насыри, Габдулла Тукай, Шигабутдин Марджани, Исмаил Бекмухамедов, Габденнасыр Курсави - далеко не полный список видных деятелей татарской культуры этого периода.

Тысячелетнюю историю имеет татарская литература. Один из самых ранних памятников татаро-булгарской письменности - поэма Кул Гали «Сказание о Йусуфе», датируется 1212 годом. "Татарским Пушкиным" называют поэта Габдуллу Тукая, чье творчество оказало влияние на развитие всей национальной культуры. 2011 год в Татарстане и странах, входящих в Международную организацию по развитию тюркской культуры ТЮРКСОЙ, был объявлен Годом Габдуллы Тукая в целях увековечения памяти и творческого наследия великого татарского поэта, внёсшего выдающийся вклад в отечественную и мировую культуру, а также в связи с 125-летием со дня его рождения. Эту инициативу поддержали и в ЮНЕСКО. Юбилейные мероприятия прошли в большинстве российских регионов, а также в Казахстане, Киргизии, Узбекистане и других странах ближнего и дальнего зарубежья.

По мнению современных исследователей, творчество Габдуллы Тукая можно рассматривать как некий итог тысячелетнего периода развития тюркской культуры и является духовным ориентиром, одним из объединяющих начал для татар всего мира. Его произведения переведены на многие языки мира, а поэтические сборники выдержали сотни изданий. В рамках празднования 125-летия со дня рождения классика татарской поэзии реализованы новые уникальные издательские, выставочные и театральные проекты, прошли международные научные форумы, творческие конкурсы художников, поэтов, чтецов и другие мероприятия. Состоялось открытие памятника Габдулле Тукаю в Москве и бюста поэта в Анкаре (Турецкая Республика).

Всемирную известность получили поэзия и судьба татарского поэта-антифашиста, Героя Советского Союза Мусы Джалиля, автора знаменитых "Моабитских тетрадей" - поэтического цикла, написанного в одиночной камере берлинской тюрьмы Моабит в ожидании казни.

Современная татарская литература - это целое созвездие ярких имен: Ренат Харис, Равиль Файзуллин, Роберт Миннуллин, Мусагит Хабибуллин, Рабит Батулла, Туфан Миннуллин, Мухаммат Мирза, Ркаиль Зайдулла и др.

Также с Татарстаном связаны судьбы писателей Льва Толстого, Сергея Аксакова, Максима Горького и Василия Аксенова, поэтов Евгения Боратынского, Гавриила Державина, Марины Цветаевой и Никиты Заболоцкого, художников Ивана Шишкина и Николая Фешина, композитора Софии Губайдуллиной, музыкантов Олега Лундстрема и Михаила Плетнева.

Татарская народная музыка основана на пентатонике. Мелодика татарских песен отличается особой протяжностью, которую характеризует непереводимое слово «моң». Непревзойденный мастер «моң» и всенародно любимый исполнитель татарских народных песен – певец Ильгам Шакиров. Основоположником татарской профессиональной музыки является композитор Салих Сайдашев. У истоков Казанской консерватории, основанной в 1945 году, стояли яркие представители российской музыкальной культуры - выпускники Московской и Петербургской консерваторий, заложившие основы классического музыкального образования. Первым ректором и создателем Казанской консерватории был выдающийся татарский композитор Назиб Жиганов. В числе выпускников Казанской консерватории такие всемирно известные музыканты как София Губайдуллина, Олег Лундстрем.

Татарский драматический театр, зародившийся в начале XX века на любительских подмостках, к середине прошлого столетия утвердился как самобытное художественное явление – со своей эстетикой, драматургией, актерской и режиссерской школами. В 1926 году первым из национальных театров страны он получил звание академического.

Особое место в татарской культуре занимает советский период, ставший эпохой возрождения татарского народа. Заново закладываются основы татарской государственности, формируется татарская интеллигенция, политическая элита, расцветают поэзия, изобразительное искусство, театр, литература, национальные ремесла. Появляются татарский балет, татарская опера, татарский спорт, татарская научная школа. Имена татарских знаменитостей советского периода можно выделить в целую энциклопедию - Муса Джалиль (поэт), Салих Сайдашев (композитор), Сафаргалиев Магомед (историк), Тинчурин Карим (драматург), Ахмедзянов Юнус (кулинар), Ахатов Габдулхай (лингвист), Булатова Мунира (опера), Габдулла Кариев (театр), Туфан Миннуллин (писатель), Урманче Баки (художник), Рудольф Нуриев (балет).

Сегодня татарская культура, ощущает себя частью мировой цивилизации, за два десятилетия о татарах вновь узнал весь мир, укрепились государственные институты татар, Татарстан уверено вышел на мировую арену и ему есть что показать и чем гордиться. Родились новые направления татарской культуры: интернет, кино, мультипликация, культура международных отношений. Возрождаются татарская архитектура, восстанавливаются разрушенные мечети, реконструируются древние города, набирает силу туризм и любовь к татарскому языку.

Copyright © 2015 «Вебцентр»
+7 8552 39-71-29
Набережные Челны
Домен .TATAR панель администратора
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru