Набережные Челны
+7 8552 39-71-29
Домен .TATAR для всех!

Ислам в Татарстане

Исторически сложившаяся многонациональная и многоконфессиональная российская формация, расположенная на евразийском пространстве, имеет задачу по-новому обустроить свою жизнь, исходя из интересов регионов. Одним из таких уникальных мест является Республика Татарстан, где дух толерантности и культуры сосуществования различных религий сложился более чем за тысячелетний период. Сегодняшняя религиозная палитра отражает разнообразие, сложившееся в результате взаимовлияния и взаимодействия многих государств, культур и религий.

Основными конфессиями в Татарстане являются ислам и православие. Проводимая в республике долговременная политика соблюдения баланса интересов двух ведущих конфессий играет важную роль в сохранении и укреплении межнационального и межконфессионального мира и согласия.

На 1 января 2013 г. в Республике Татарстан по данным Управления Министерства юстиции РФ по РТ зарегистрировано 1594 религиозных организации (1505 на 1 января 2012 г.), в том числе: ислам - 1193.

Татары более тысячи лет являются приверженцами мусульманской религии. За этот длительный срок параллельного развития этноса и мусульманства ислам в Татарстане настолько органично вошел в жизнь нации, что стало сложным произвести деление на религиозное и национальное в культуре татар.

В течение многих веков в следствии уникальной способности ислама к приспособлению к местным условиям и традициям произошло тесное переплетение, взаимопроникновение культуры, быта народа и религии. Сегодня значительная доля людей воспринимает их в неразрывном единстве.

Ислам - одна из мировых религий, зародившаяся еще на рубеже VI - VII вв. на Аравийском полуострове. На территорию современного Татарстана и Волжско-Камского региона ислам начал проникать в VIII в. и к 922 году был провозглашен официальной религией Волжской Булгарии. Пришедший на смену язычеству ислам как идейно и организационно развитая религия стал важнейшим фактором становления культуры булгар и неотъемлемым компонентом их национального самосознания.

Ислам в Татартане (суннитского толка) был принят в качестве официальной религии в Волжской Булгарии ещё в 922 году. А в 1313 году хан Узбек сделал ислам государственной религией Золотой Орды. В настоящее время его исповедует значительная часть татар. Руководство мусульманами осуществляет Духовное Управление мусульман Республики Татарстан.

В 919 году правитель Волжской Булгарии отправил посольство к багдадскому халифу с предложением прислать духовенство для перехода многоконфессиональной страны в ислам, хотя уже тогда, по свидетельствам Ибн Фадлана и аль-Балхи, волжские булгары были преимущественно мусульманами, а в их сёлах и городах важную роль играли мечети. Официальной датой принятия ислама поволжскими народами отсчитывается с 922 года, когда булгарский хан Алмуш объявил ислам в качестве государственной религии Волжской Булгарии.

Принятие ислама открыло булгарам возможности приобщения к арабо-мусульманской культуре, положило начало проникновению в Волжско-Камский регион философских и литературно- художественных идей Востока, что сыграло существенную роль в развитии культуры, научно-философской мысли у самих булгар. С принятием ислама у булгар налаживается определенная система обучения, преобразуются нравственные основы общественной жизни. Как и любая другая религия, ислам содержит в себе общечеловеческие нормы морали, проповедует идеалы справедливости, любви, гуманности, нравственного совершенствования; осуждает жестокость, насилие, стяжательство.

Позиции ислама сохранились в Булгарском улусе Золотой Орды, которая в 1236 году завоевала Волжскую Булгарию и с 1312 года также приняла ислам как государственную религию, а затем в Казанском ханстве после распада Золотой Орды.

После завоевания Казанского ханства Россией в 1552 года влияние ислама в местности резко снизилось. Мусульмано-татарское население Казани и региона частично было уничтожено в ходе войны, частично насильственно переселено и подвергалось христианизации вплоть до кампании православного миссионера Луки Канашевича (известного среди татар под кличкой Аксак Каратун) в начале-середине XVIII в. («старокрещённые» и «новокрещённые» кряшены).

Восстановление сильных позиций ислама в регионе началось после визита в Казань в 1767 императрицы Екатерины II, когда она лично сняла все прежние ограничения строить каменные мечети и татарские общественные здания, а также в связи с началом в России межконфессиональной толерантности согласно её историческому указу от 1773 «О терпимости всех вероисповеданий».

Мусульманство, как и другие религии, в регионе понесло урон в годы существования Советской власти и СССР, когда исповедование ислама c конца 1920-х гг крайне не приветствовалось, а большинство мечетей и мусульманских учебных заведений было закрыто или даже разрушено. Уже к 1930 году в Татарстане из 12 000 мечетей было закрыто более 10 000, от 90 до 97 % мулл и муэдзинов были лишены возможности осуществлять свои обязанности. Положение изменилось в сторону усиления ислама в последние годы существования СССР в эпоху гласности и перестройки, особенно с торжественного празднования в 1989 году 1100-летия принятия ислама в России.

После крушения социализма и распада СССР ислам в Татарстане испытывает расцвет. Мечети восстановлены или вновь созданы почти во всех населённых пунктах и частях городов Татарстана; открыты РИУ, медресе, мусульманские школы. В регионе самостоятельное ДУМ РТ с 1998 года вытеснило Центральное духовное управление мусульман России. Позже возник также Казанский муфтият.

Татарские мусульмане традиционно придерживаются суннизма-ханафизма, который в регионе перешёл в форму обновленческого джадидизма с конца XIX века и вплоть до настоящего времени.

Историческим центром татаро-мусульманской духовности в Татарстане была и остаётся мечеть аль-Марджани, современным (с 2005) — соборная мечеть-джами Кул Шариф (обе в Казани).

Сегодня очень важно понимание и осознание того, что каждый мусульманин, живущий в России, имеет широкие возможности самореализации, поскольку государство заинтересовано в выстраивании полноценной конфессиональной политики, в том числе и по отношению к Исламу.

Татары-мусульмане веками живут в соседстве с другими народами и религиями. Это, с одной стороны их обогащает, а с другой, стимулирует к развитию и быть успешными. В этом проявляется и конкурентное преимущество нашего народа перед многими другими мусульманскими нациями. Нахождение на стыке культур и цивилизаций и активное участие в развитии народного хозяйства России, создают предпосылки для татар стать одним из передовых мусульманских народов.

Несмотря на то, что в многовековой истории татарского народа были взлеты и падения, периоды войн и мирной жизни, ислам в Татартане смог приспособиться к местным условиям и традициям. В результате произошло тесное переплетение, взаимно проникновение культуры, быта народа и религии. Сегодня мусульманские праздники, обычаи, обряды воспринимаются как органичная часть этнической культуры. Важнейшим аспектом исламского возрождения является увеличение количества мечетей, медресе и их постепенное превращение в культурно - просветительные центры.

Copyright © 2015 «Вебцентр»
+7 8552 39-71-29
Набережные Челны
Домен .TATAR панель администратора
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru