Набережные Челны
+7 8552 39-71-29
Домен .TATAR для всех!

Национальное образование в Татарстане

В Республике Татарстан активно ведется работа по развитию национального образования. В настоящее время функционируют 853 образовательных учреждения с татарским языком обучения, 205 школ с классами с углубленным изучением русского языка и культуры, а также 96 школ с чувашским, 18 марийским, 34 удмуртским, 4 с мордовским, 1 с башкирским, 1 с еврейским этнокультурным компонентом содержания образования.

В 2011 году в Актанышском муниципальном районе Республики Татарстан создано государственное автономное общеобразовательное учреждение «Гуманитарная гимназия-интернат для одаренных детей» с обучением на татарском языке. В гимназии обучаются 176 учащихся из регионов Российской Федераций и Республики Татарстан.

В республике 30 воскресных школ, в которых обучают 28 языкам народов, проживающих в республике: азербайджанскому, украинскому, армянскому, осетинскому, таджикскому, ассирийскому, греческому, польскому, немецкому, грузинскому, мордовскому, марийскому, чувашскому, удмуртскому, башкирскому, ивриту и др.

В целях создания условий для поощрения отличившихся педагогических работников и коллективов за вклад в развитие национального образования в Татарстане ежегодно присуждаются премия имени Каюма Насыйри и республиканская премия имени Ризаэддина Фахреддина.

Татарское просвещение имеет многовековую историю. Предки татар - древние тюрки умели читать и писать еще в VI веке. У них же зародились и первые ростки просветительской деятельности. Значительное развитие татарское просвещение получило в булгарский период. С этих времен у татар существовала письменность на основе арабской графики. Начиная с Х века, с официальным принятием ислама, в Волжской Булгарии развивается сеть национальных школ - медресе. Они имели огромное значение в развитии просвещения татарского народа. В 1872 году инспектор татарских, башкирских и киргизских, казахских школ Казанского учебного округа В.В.Радлов писал: «Умственное развитие шакирдов довольно значительно, и несмотря на всю односторонность их знаний, шакирды стоят умственно гораздо выше наших учителей приходских городских школ».

Выдающиеся татарские просветители, общественные деятели, историки, писатели Ш. Марджани, К. Насыри, Х. Фаизханов, Ш. Культеси, С. Кукляшев, М. Акмулла, Г. Махмудов, Г. Ильяси, Р .Фахрутдинов, Г. Баруди, Ф. Карими, Р. Ибрагимов вышли из медресе. В них начинали образование Г. Исхаки, Г. Камал, Г. Тукай, Ф. Амирхан, С. Рамиев, М. Гафури, Ш. Камал и другие.

В 1905 году только в Казанской губернии насчитывалось 845 татарских школ и медресе, в них обучалось более 50 тысяч учащихся. Количество национальных учебных заведений увеличивалось: в 1907 году их стало - 877, а в 1913 году - 967.

Развитие национального образования в Татартане продолжалось и после Октябрьской революции. Однако этот процесс длился недолго. Ограничение суверенитета Татарстана до уровня автономии, ликвидация в центре Управления национальных школ преградили путь развитию национального образования. Из года в год сокращалось число татарских школ. К 1990 году из почти двухсот общеобразовательных школ г.Казани только две - татарская средняя школа №1 и школа-интернат №10, в которой учились дети-сироты из сельской местности, вели преподавание на татарском языке. Татарские школы остались только в селах. В городах же обучалось на родном языке не более трех процентов детей-татар. Всего по республике получали образование на родном языке около 28 процентов учащихся татарской национальности

Такое положение не могло не волновать общественность республики, властные структуры и, конечно, лучших представителей татарской научной и творческой интеллигенции, учительство.

Вот почему одной из важнейших задач в образовании начала 90-х годов стала задача возрождения и развития национальной школы, построенной на лучших исторических и культурных традиций татарского и других народов, проживающих на территории нашей республики.

Возрождение национальной татарской школы началось с разработки Концепции национального просвещения (утверждена коллегией МОРТ 1 августа 1991 г.), согласно которой татарское национальное образование - это система многоступенчатого государственного и народного воспитания, опирающаяся на лучшие национальные традиции и одновременно основывающаяся на мировом педагогическом опыте. Национальное образование полностью опирается на общечеловеческие принципы просвещения и представляет собой неотъемлемую часть мировой культуры.

Исходными принципиальными положениями и ведущими идеями Концепции обновления содержания национальной школы в РТ являются следующие:

  • создание условий для реального осуществления обучения и воспитания на родном языке в детских дошкольных учреждениях, в школах и других учебных заведениях с обеспечением образования на уровне мировых стандартов;
  • формирование интеллектуальных и духовно-нравственных качеств детей с учетом этнопсихологических особенностей, философских воззрений и педагогических традиций народа;
  • усвоение подрастающим поколением национальной культуры, духовности своего народа, обогащение его культурой народов совместного проживания, приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • построение обучения по принципу «от близкого к далекому, от родного порога - в мир общечеловеческих знаний», обеспечение стержневого характера национального воспитания, физической и трудовой подготовки;
  • осуществление подготовки молодежи к труду и жизни с учетом хозяйственного уклада и трудовых традиций народа с ориентацией на требования, возникающие при переходе к новым экономическим отношениям;
  • разнообразие типов национальных школ, других учебных заведений, дошкольных учреждений в зависимости от местных условий, возможностей и потребностей учащихся и родителей.

После принятия Закона РТ о языках во всех детских дошкольных учреждениях, в школах, начиная с 1-го класса, введено обязательное изучение татарского языка. Это решение было воспринято русскоязычным населением, да и учащимися с огромным интересом и пониманием важности, необходимости такого шага. В настоящее время татарский язык изучают уже более 95 процентов детей разных национальностей.

Сегодня мы можем сказать, что в Республике Татарстан основное общее образование стало двуязычным. Этот факт важен сам по себе, но он так же является ценнейшим вкладом во взаимоотношении между всеми народами, населяющими нашу республику. Понимая это, все наши органы управления образованием, высшие учебные заведения, в первую очередь идеологические, также решают проблему не только подготовки национальных кадров, но и двуязычных специалистов вне зависимости от них национальности.

Copyright © 2015 «Вебцентр»
+7 8552 39-71-29
Набережные Челны
Домен .TATAR панель администратора
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru